от 22 марта 2013 г.
Председательствовали:
Присутствовали:
ООО «Корпорация «Металлы Восточной Сибири».
(ОАО «Энергосервис Кубани»).
«Ове Аруп энд Партнерз Интернэшнл Лимитед».
ГК «Бристоль».
Вопросы для обсуждения:
Выступили:
энерго»), с докладом на тему «Стимулирование потребителей энергетических ресурсов к развитию микро-ВИЭ».
Решили:
Рекомендовать отраслевым государственным органам исполнительной и законодательной власти, а также структурам, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики, принять к сведению и использованию в практической работе:
1.1. Разработка и реализация Государственной программы энергетической и коммунальной инфраструктуры удаленных и труднодоступных поселений посредством преимущественного использования энергетических ресурсов на основе местных и возобновляемых источников энергии с использованием мер государственной поддержки.
1.2. Строительство объектов генерации, функционирующих на основе местных и возобновляемых источников энергии, в изолированных территориях, в особенности в районах масштабной добычи и разработки полезных ископаемых и углеводородного топлива, что позволит:
- снизить дефицит электрической энергии (мощности) и создать новое качество систем жизнеобеспечения;
- экономить топливо для существующих дизельных энергоустановок;
- экономить бюджетные средства, выделяемые для закупки стандартных видов топлива;
- снизить удельный вес ТЭР в себестоимости продукции, выпускаемой предприятиями ТЭК и горно-металлургической отрасли, тем самым повысив ее конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках.
1.3. Строительство крупных объектов генерации, функционирующих на основе ВИЭ, в районах с наибольшим потенциалом ВИЭ с последующим распределением выработанной электроэнергии в более энергодефицитные районы, что позволит:
- устранить неравномерность выработки энергии источниками генерации, функционирующими на основе ВИЭ, обусловленную их природной нестабильностью в других регионах;
- в кратчайшие сроки (около 5 лет) снизить себестоимость выработки электроэнергии и цены на оптовом рынке электроэнергии в силу отсутствия топливной составляющей;
- создать устойчивый спрос на оборудование, использующее в качестве основного вида топлива ВИЭ, и, таким образом, способствовать развитию внутренней отрасли машиностроения;
- снизить удельные показатели потребления углеводородного топлива на единицу выработки в масштабах страны;
- снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и повысить уровень защиты окружающей среды;
- изменить структуру баланса выработки энергоресурсов в стране в направлении большего использования ВИЭ (повышения целевых показателей развития ВИЭ в Российской Федерации).
1.4. Разработка механизмов долгосрочного льготного кредитования проектов строительства объектов генерации, функционирующих на основе ВИЭ (с учетом использования средств Пенсионного фонда России или государственных банков).
1.5. Недопустимость использования механизма ДПМ ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности по причине увеличения стоимости электрической энергии для конечного потребителя до 3-5%.
1.6. Обратить особое внимание на осуществление мер государственной поддержки проектов и внедрение технологий, предусматривающих использование ВИЭ в качестве основного вида топлива объектами генерации, посредством:
- проведения методической работы и распространения информации о положительной практике реализации профильных проектов;
- разработки региональных единых топливно
-энергетических балансов, программ комплексного развития систем энергетической и коммунальной инфраструктуры с учетом реализации потенциала обеспеченности территорий ВИЭ, а также реализации проектов во исполнение данных документов; - разработка и применение мер государственной поддержки внедрения технологий использования ВИЭ в части применения мер льготного налогообложения.
1.7. Обеспечить подготовку профессиональных кадров для производства, проектирования, энергосервисного сопровождения систем генерации.
1.8. Обеспечить стимулирование производства отечественных систем генерации на базе ВИЭ путём приоритетного размещения заказов для реализации федеральной, региональной и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Предложения по корректировке нормативных правовых актов (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и т.д.) по регулированию деятельности энергорынков по следующим направлениям:
2.1. Разработка модели функционирования рынка тепловой энергии, в том числе на основе ВИЭ, интеграция с моделями функционирования рынков электрической энергии (ОРЭМ и РРЭ).
2.2. Разработка и утверждение прозрачной системы ценообразования на услуги по передаче (транспортировке) электрической энергии электросетевыми организациями (особенно РСК и ТСК).
2.3. Подготовка предложения об отмене региональных котловых тарифов.
2.4. Разработка модели обязательств по покупке и прозрачного ценообразования для электроэнергии розничной генерации гарантирующими поставщиками с учетом изменений сетевого ценообразования и минимизации потерь электроэнергии в распределительных сетях.
2.5. Корректировка модели функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) в направлении повышения сбалансированности интересов генерирующих организаций и потребителей при строительстве новых генерирующих мощностей через развитие механизмов прямых договоров купли-продажи мощности между участниками рынка. Оставшаяся мощность реализуется на балансирующем рынке.
2.6. Устранение приоритетности в пользу отдельных участников и создание равных, конкурентных условий работы для всех участников рынка.
2.7. Установление ограничений прав регулирующих органов на внесение изменений в уже реализованные проекты создания объектов генерации, систем учета и мониторинга, схем подключений и т.п., приводящих к появлению дополнительных затрат для участников рынка (все изменения вводятся только в рамках вновь создаваемых и реализуемых проектов в период после принятия соответствующих нормативных правовых актов).
3. Предложения по корректировке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»:
- пересмотреть показатели предельных капитальных вложений в проекты генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, в направлении их более оптимального распределения по видам ВИЭ;
- пересмотреть требования к участникам конкурсов на реализацию проектов строительства энергоисточников, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, в части очередности прохождения процедур оформления и подтверждения участия в оптовом рынке (обязательность получения статуса участника рынка, регистрации ГТП, обеспечение достоверности учета и т.п. только для победителя конкурса после его окончания).
Источник: Руководитель экспертной секции «Малая энергетика» С.В. Бледных